«Никогда ранее человечество так не нуждалось в исцеляющей силе мандалы, как сейчас. Наш раздробленный, дезинтегрированный мир взывает к той связующей силе, которой является великая сила мандалы.
Кто-то спросил д-ра Юнга, какой архетип человечества будет превалировать в настоящем. Он ответил немедленно и страстно: «Дезинтеграция!».
Эта дезинтеграция, от которой мы страдаем – стоит лишь посмотреть на современное изобразительное искусство или послушать хаотические звуки современной музыки – естественно, является наибольшей опасностью, угрожающей современному миру. Душа предлагает нам особый исцеляющий элемент, мандалу, когда мы в ней больше всего нуждаемся, и мы должны быть достаточно мудры, чтобы осознать ее своевременность. Никогда раньше мы не нуждались в ней с такой силой».
Роберт А. Джонсон (Robert A. Johnson) Инсинитас, Калифорния (Encinitas, California)
Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж, нежели художественное произведение. Это один из способов вибрационного исцеления, где сочетание цветовых вибраций позволяет сгармонизировать свой внутренний мир или ситуацию вовне. Мандала служит картой внутренней реальности, направляющей и поддерживающей на пути к целостности. Целостности со своим потенциалом, со внутренней гармонией, благополучием и умиротворенностью.
Рост по направлению к целостности – это естественный процесс, который освещает уникальность и индивидуальность человека. Поэтому Юнг называл этот процесс индивидуацией. «Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это: … Самость, целостность личности, которая обнаруживается, если все происходит гармонично.» (Юнг, 1965: 195-196). Юнг писал, что основной мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, к которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является.
«На Востоке имеется многочисленная литература, объясняющая, как создаются подобные магические изображения. Так, например, бытует легенда о буддистском монахе, который (находясь в состоянии глубокой медитации) нарисовал врата Сукхавати, дверь в восточный рай Амитабхи. Когда шедевр был создан, он повесил эту шелковую картину на стену своей кельи. Впоследствии, опять погрузившись в медитацию, он поднялся на ноги, подошел в картине, прошел ворота, которые сам нарисовал, и исчез навсегда. Так он достиг нирваны.
Как можно интерпретировать эту историю? Если мы не пойдем дальше способностей одного лишь ума, эта история покажется странной и бессмысленной. Если мы все же обладаем даром видеть подлинную тайну легенды, она предстанет перед нами как изысканная аллегория. Медитирующий монах — это Я, заключенное в человеческой форме, которая является ограничением несовершенного ума. Картина представляет собой воплощение срединного пути, или Дао. На картине изображены ворота или дверь, потому что она воистину есть Путь. Визуализировав в ходе созерцания тайну истинного Пути и приобщившись к ней, ученик оказывается в состоянии достичь совершенства, которое, как и Путь, есть Дао. Истина открывается ему в ходе постижения, и он сам становится тем, что постиг. Постижение есть врата к Реальному, мост, возведенный из утонченной субстанции, которая осознается внутри. Тот, кто строит этот мост, может пройти по нему и отождествиться с тем, что он построил.» (Мэнли П. Холл.)
Мне пришлось отказаться от идеи суперположения Эго…. Я видел, что все, все пути, которым я следовал, все шаги, которые я делал, приводили меня обратно к одной единственной точке — а именно, к центральной точке. Мне становилось все более и более ясно что мандала — это центр. Это — представитель всех путей. Это — путь к центру, к индивидуации… Я знал, что в поиске мандалы как выражения себя я достиг того, что было для меня предельным.
К. Г. Юнг
Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения.
Joan Kellogg
Мандала или янтра — древнейший магический резонатор, с незапамятных времен существующий в Индии, Тибете, Китае и других странах. Он воздействует как на психофизиологическом уровне, меняя электрическую активность головного мозга, так и на уровне психоэнергетики, создавая мощнейшие информационные биологические поля. Эти поля могут нести защитный, активизирующий, гармонизирующий характер, быть настроенными на определенного человека или место.
Мандала означает извлечение сущности. Значение слова «мандала» изменяется в зависимости от контекста. Одним из типов мандал является подношение высшим существам, совершенное в уме в виде всей системы мирозданья с большими и малыми континентами. Также есть нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения, мандалы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного ума просветления (бодхичитта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д. Поэтому можно извлекать значения из каждой из них посредством практики, ибо они все называются мандалами.
Далай-лама XIV Школа Золотого Жезла Мудрости
«Механизм Мандалы может быть рассмотрен в терминах нейрофизиологии глаза. Если Мандала является изображением структуры глаза, то центр Мандалы соответствует “слепому пятну”. Поскольку “слепое пятно” — это проход от глаза к зрительной зоне мозга, то, выходя “наружу” через центр, вы окажетесь в мозге. Йог открывает Мандалу в собственном теле. Мандала является инструментом для преодоления пределов мира видимых явлений посредством централизации их и возвращения внутрь.»
Ральф Мецнер и Тимоти Лери о биопсихической природе Мандалы
«Мандала это карта внутреннего мира, который мы хотим исследовать и понять, отважившись на медитацию»
Лама Анагарика Говинда
Наверное у каждого из нас в детстве был калейдоскоп — забавная игрушка с цветными замысловатыми узорами, которые, рассыпаясь вновь, создавали захватывающие картинки. Изобретение калейдоскопа принадлежит английскому физику Дэвиду Брюстеру в 1816 г. Но сама основа получаемых изображений возникла давно и уходит корнями в Древнюю Индию, в технику создания мандал.
Мандалы – это символические, достаточно сложные рисунки, которые несут в себе определенную информационную нагрузку, зашифрованную в форме и цвете. Слово «мандала» означает «сакральный круг», мандалы являются символом баланса, гармонии и единства. Некоторые исследователи утверждают, что формы мандал проявляется в природе на уровне атомов, в снежинках, соцветиях, орбитах планет и даже галактик, то есть везде как в микро, так и в макромире. Вглядываясь в подобные рисунки, невольно поддаешься их магии, где повторяемая фрагментарность и симметрия частей рождает ощущение гармонии, целостности и завершенности.
Существует огромное количество определений того, чем является мандала, и все они верны с разных точек зрения и из различных состояний сознания. Итак, мандала — это геометрическая композиция, символизирующая духовный, космический или психический порядок. На санскрите «мандала» означает: круг, диск, шар, орбита, кольцо, окружность, колесо, мяч, круглая повязка, круговое построение войск, округ, территория, страна, множество, группа, собирание, общество, часть Ригведы, род растений, жертва. Множество значений это понятие имеет потому, что мандала — простейшая форма реализации всеобщего принципа построения формы замкнутого волнового пространства. А сам принцип является основополагающим в процессе морфогинеза объектов, построенных Случайным образом.
Мандалу считают изобретением буддистов. Внимание западной культурологии к ней привлек К.Г. Юнг, обнаружив ее в подсознании своих пациентов. «Когда я узнал, что значит мандала, я достиг конечного знания»,- признавался Карл Юнг.
Так что же в ней нашел самый влиятельный психолог ХХ века? Он увидел, что ее символизм спонтанно проявляется у каждого, даже культурно-исторически неподготовленного, человека в процессе духовного созревания. Тот факт, что форма мандалы продолжает действовать на западного человека, незнакомого с ее назначением, дало Юнгу основание считать ее «врожденным», а не культурно-исторически обусловленным феноменом. Так что, как форма организации объектов этого мира, мандала существует вечно, и это знание о Колесе Жизни заложено в глубинной памяти человека.
Мандала — это рисунки, соединяющие в себе удивительные фигуры и строгие геометрические пропорции. Мандала является визуальным выражением символического языка души. Каждый объект или цвет, использованный в узоре, несет свою смысловую нагрузку и помогает процессу медитации. Мандала в переводе с санскрита — круглый, круговой. Это священная диаграмма, обычно круглая, но может быть и квадратная, прямоугольная и даже треугольная. Их используют для медитации, они помогают достичь концентрации внимания и высших состояний сознания,они являются мощным ритуалом для очищения пространства любой местности (песочные мандалы) и источником очистительной и трансформирующей энергии пространства. При помощи мандал и сознания человека привлекается энергия, которая активирует важные жизненные процессы. Их благотворное влияние проявляется во многих сферах. Эти узоры способны воздействовать на биологические процессы, протекающие не только в человеке, но и в животных и даже растениях. Однако их ни в коем случае нельзя использовать для усиления негативных энергий и пожелания зла. Такой импульс зеркально отразится и, многократно усиленый, нанесет удар по пославшему зло человеку.
Из Энциклопедии символов:
Мандала
Элемент ее построения – круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. Соответствует фигурам, заключенным в круг (или квадрат), таким как годовой круг, зодиакальный круг, лабиринт, циферблат. Графема, вызывающая определенные ментальные состояния, способствующие достижению состояния созерцания и концентрации. Ментальный образ, который может быть выстроен в воображении, в виде ритуальной геометрической диаграммы, содержащей в себе визуальное выражение определенных пророческих свойств или магии. В ней создается фокус для глубокой медитации. Включает в себя не изображаемый визуально центр. Он полагается через концентрацию фигур и является визуализацией препятствий на пути постижения Центра. Содержит диаграмму священного искусства. В ней присутствует как бессознательная символика упорядочивания определенного пространства с целью его украшения или использования, так и мистическое стремление к высшему объединению. Ее основные составляющие – уравновешенные и концентрические геометрические фигуры. Синтез традиционной структуры и свободной интерпретации. Может рисоваться и чертиться. Также строится из песка или изображается на земле. Служит ритуальным – ступень за ступенью – объектом продвижения к внутреннему центру. Связана с идеей Центра. Задается целью, аналогичной цели алхимиков – помогает перегруппировать все, что рассеяно вокруг оси. Ритуал создания мандалы психологически и духовно аналогичен прохождению через лабиринт. Образ и синтез двух пар оппозиций: внешнего и внутреннего разнообразия и однообразия, диффузии и концентрации, дифференциации и объединения, По своей природе должна преодолевать беспорядок. Это визуальное пластическое выражение борьбы за достижение порядка, стремление к воссоединению с первоначальным (внепространственным и вневременным) центром. В ней происходит преодоление антиномий. М.Элиаде рассматривает мандалу как браз мира. Также обозначает десять разделов Вед. Принесена в Тибет из Индии в VIIIв. гуру Падмасамбхавой. Наиболее сложные и инспирирующие формы ее разработаны в Тибете и Индии. Комбинация форм в мандале может производить эффект, ведущий к откровению. Визуальное выражение ритуальной геометрической диаграммы, соответствующее мантрам (форме магии). В мандале фиксируется состояние создателя мандалы, индивидуальное выражение ее традиционной идеи. Она строго индивидуальна – является выражением психического состояния творца. Известно сходство фигур, составленных из равновесных кругов, треугольников, квадратов, употребляющихся в алхимии на Западе, с мандалой. Во всех мандалах, в которых числа являются преобладающим элементом, числовая символика может установить ее значение. Интерпретация строится на том, чтобы высшие элементы были ближе к кругу. Круг внутри квадрата является более развитой структурой, чем квадрат в круге. И такая же взаимосвязь с квадратом остается в силе для треугольника. Борьба между числом 3 и числом 4 представляет борьбу между центральными элементами духа (3) и периферическими составляющими, т.е. образом внешней упорядоченности (4). Внешний круг выполняет объединяющую функцию, преодолевая противоречия и неправильности углов и сторон посредством их неявного движения. Одна из наилучших мандал-инструментов для достижения определенных состояний – шри янтра. Она составляется вокруг центральной метафизической точки, которая испускает лучи изначальной энергии. Эта энергия не проявляется (центральная точка невидима), но она фокусируется. Окружность – это модель девяти треугольников – образ трансцендентных миров. 4 из них имеют вершину, направленную вверх, а 5 – вниз. Промежуточный, или тонкий мир полагается с помощью тройного ореола, окружающего треугольники. Многолепестковый лотос и тройной круг завершают это символическое представление духовного мира. Трехлинейная зубчатая окружность означает ориентацию в пространстве и показывает, что духовный мир существует внутри материального. Известны храмы, построенные по типу мандалы с характерным для нее равновесием элементов, геометрическими формами и значимым числом составных частей. Формой мандалы являются круглые, квадратные и восьмиугольные строения. Структура храма в форме мандалы имеет целью создание «монументального образа жизни и создания модели мира», удобной для выражения высшего порядка и доступной подготовленному неофиту, если он постиг это в своей душе. Существуют «искаженные» мандалы, основанные на числах 6, 8, 2. Сопоставление круга, треугольника и квадрата (эквивалентов чисел 1 и 10, 3, 4 и 7) играет фундаментальную роль в классических и аутентичных восточных мандалах. Существуют мандалы, равновесие в которых обеспечивается не фигурами, а упорядоченными в геометрической прерывности числами: четыре точки, потом пять, потом – три, а затем элементами, цветами, отождествленными с заданными точками. Зеркала династии Хань изображают числа 4 и 8, приводящие в равновесие друг друга и расположенные вокруг центра в пяти областях, которые соответствовали пяти элементам (четыре были выражением материальных и один – квинтэссенция – духовного принципов).
Мандала это символическая диаграмма, обычно представляющая собой ограниченный квадратом круг с центральным символом в центре, который может быть также рисунком. Отображает способ существования и систему, на которой основывается медитативная визуализация. Мандала — это также imago mundi, ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция. Качественно мандала олицетворяет дух, количественно — бытие. Чередующиеся квадраты символизируют дуалистические и, в то же время, комплементарные принципы вселенной, а в целом — вновь проигрываемую космическую драму и странствия души. Это также символ вселенского духа и ритуальная диаграмматическая форма Пуруши. Кроме того, мандала символизирует центр силы, область, огражденную от вражеских влияний. Центр мадалы — это Солнце или Небесная Дверь и символизирует вход на Небеса. Индуистский храм строится по форме мандалы, что символизирует разные уровни вселенной, каждый из которых имеет свои ворота, или двери, к четырем крадинальным точкам. Группы из пяти образов представляют четыре точки, располагающиеся вокруг центра, — это окружает само себя в пространстве и времени. Эти пять точек символизируют пять элементов человеческой личности, пять Будд, пять родов, которые отражены в пяти лицах Шивы: запад — белый, Садьоджата; север — желтый, Вамедева; юг — черный, Агхора; восток — красный, Татпуруша; центр — зеленый, лик Исана (творческая сила). Это также пять духовных знаний, которые символизируют пять Татхагата: Вайрочана (Блестящий) — знание, отражающее как в зеркале архетипы, центр, колесо, белый; Акшобхья (Невозмутимый) — изначальное сознание, единица, ваджра, восток, синий; Ратнасамбхава (Драгоценнорожденный) — знание фундаментального единства вещей, драгоценность, юг, желтый; Амитабха (Безграничный Свет) — знание Единого Бытия, лотос, запад, красный; Амогхасиддхи (Непогрешимый Успех) — знание как силы, так и действия, меч, север, зеленый. Демоны (Вагхна) в мандале символизируют враждебный, угрожающий аспект психических и страстных сил, препятствующих продвижению человека к свету. Мандала, построенная как 8х8 квадратов, означает небесный мир, построенный на земле; как 9х9 квадратов — расширяющуюся и убывающую вселенную.
simbols.ru