Из книги Хосе и Мириам Аргуэлес «Мандала»

М., 1993

„<…> Для астрологии как системы, связанной с природой и рассматривающей космические ритмы, также характерно использование Мандал. Знаки зодиака, изображающие обычно небесные сущности в природе, описывают различные психологические и земные процессы. Наиболее образно представил интегральную функцию астрологии и ее взаимосвязь с Мандалой Дэн Радъярд:

„Главный символ личности — это Мандала: магический круг, содержащий крест, либо другую форму, имеющую в основе число четыре.
Таким символом является зодиак — и типичная квадратура астрологического чертежа (квадрат). Вся астрология, связанная с рождением, — это практическое использование „квадратуры круга“, сознательного пути, Дао. Учетверенное Д-А-О дает двенадцать знаков астрологии (3×4=12). Каждая схема рождения является мандалой индивидуальной жизни. Она представляет детальный план процесса индивидуализации для данной конкретной личности. Следовать ей с пониманием — это значит следовать „сознательным путем“, путем „активной целостности“, это путь активного осуществления целостности существа, которое и есть истинная Личность.“

Каждый из 12 зодиакальных знаков соответствует определенному элементу; земле — телец, дева, козерог; воздуху — близнецы, весы, водолей; огню — овен, лев, стрелец; воде — рак, скорпион, рыбы. Эти знаки связаны с течением четырех сезонов, а также со специфической активностью в соответствии со следующей схемой:

Начиная с весеннего равноденствия:

силы огня порождаются овном,
затем концентрируются тельцом
и, наконец, распространяются близнецами.

Начиная с летнего солнцестояния:

силы воды порождаются раком,
затем концентрируются львом
и, наконец, распространяются девой.

Начиная с осеннего равноденствия:

силы воздуха порождаются весами,
затем концентрируются скорпионом
и, наконец, распространяются стрельцом.

Начиная с зимнего солнцестояния:

силы земли порождаются козерогом,
затем концентрируются водолеем
и, наконец, распространяются рыбами.

Знаки зодиака порождающей силы называются кардинальными,
знаки зодиака концентрирующей силы называются фиксированными,
знаки зодиака распространяющей силы называются изменчивыми.

Этот цикл символов описывает активности, действие которых универсально и, которые в приложении к человеку дают начало «Зодиаку как Циклу Планетарной Личности». Человек, на которого спроектирована Мандала Зодиака, является символом осуществления космической личности. Такая личность способна участвовать в процессе, который Дэн Радъярд называет «органичной жизнью, включившей в себя три основных компонента: самовыражение, самовоспроизведение и самореализацию». Это может соответствовать концентрирующему, порождающему и распространяющему качествам зодиакальных знаков.

Органичная жизнь основывается на гармоничном взаимодействии с вездесущей силой, с множеством энергий, на непосредственном их включении в существование. Гармонично включенный, целостный организм человека становится энергетическим полем. Энергия его поля опирается на основной ритм главной пары противоположностей, положительное (+) и отрицательное (-), или на языке Книги перемен И цзин на целые и прерывистые линии, ян и инь.

На основе этого простого биполярного ритма можно построить основную Мандалу, в которой использованы 12 зодиакальных знаков и соответствующие им „месячные“ гуа Книги перемен. Это Мандала Биологических Ритмов (см. илл.). Гуа* этой Мандалы отражают рост и последовательную смену активности сил света и тьмы, выраженную в терминах изменения соотношений между линиями ян и инь. Зимнему солнцестоянию и началу козерога соответствует гуа Фу („возврат“), в которой свет, линия ян — самая нижняя. Линия света, постепенно увеличиваясь в числе, к весеннему равноденствию и началу овна формируют гуа Да чжуан („мощь великого“) . Здесь свет, линии ян, начинают преобладать. В то время как в рыбах — Тай („расцвет“), одинаковое число линий ян и инь, в „мощи великого“ линия ян проникает также и в верхнюю па гуа.

_____________________

* Кит. гуа = три- или гексаграмма: мантический/гадательный многозначащий символ. „Китайская традиция возводит происхождение гуа к мифическим источникам цивилизации в стране — деятельности первого императора (культурного героя) Фу-си, который использовал чудесно явленные гуа как природосообразные парадигмы в созидании основ материальной культуры.“ (А.И.Кобзев „Предисловие к переводу Книги Перемен/И-цзин“)

В месячных гуа нижняя па гуа может рассматриваться как внутреннее основание, а верхняя — как внешнее проявление. Если основание жизни не было заложено в начале зимы, весной оно не проявится. Мощь света достигает максимума в близнецах, знак Цянь („творчество“) , в котором все линии ян. Но начиная с летнего солнцестояния, которое знаменуется началом рака, тьма вновь принимает участие в построении гуа Гоу („перечение“) , противоположное „возврату“. Темнота начинается от максимума силы света, и свет возвращается в тьму ночи. Хотя лето есть крайнее проявление света и силы, его основание, символизируемое нижней па гуа, непрерывно заполняется линиями инь. Начало весов, осеннее равноденствие, представлено гуа Гуань („созерцание“) , в которой линия инь проникает в верхнюю па гуа. Процесс продолжается через стрельца до тех пор, пока не остаются одни линии инь, образующие символ Кунь („исполнение“) , время, когда земля раздета и остается голой. Но это и время, когда наиболее пассивная земля способна к восприятию новой энергии. Это определяет как раз то, что происходит в период зимнего солнцестояния посредством Фу — возвращения света. Так завершается круг.

С точки зрения микрокосма эта Мандала представляет собой обычный цикл органической жизни. Козерог („возврат“) — это момент рождения, а как кардинальная точка, еще и символ воспроизводящего элемента земли. В человеческой жизни это соответствует периоду детства. В этой фазе жизни медленно возводится основа света в земле, символизируемая нижним па гуа в гуа козерога, водолея и рыб. При движении по часовой стрелке следующая кардинальная точка, символизируемая овном, знаком рождения огня, начинает другую фазу жизни, называемую ученичеством. Это время приобретения знаний и навыков и осмысления каждой способности, часто сопровождаемое пламенным энтузиазмом. Летнее солнцестояние, символизируемое раком, знаком рождения воды, начинает период путешественника. Человек появляется в мире равный среди равных, исполняя свою работу, какой бы она ни была. Но в этой фазе, о чем свидетельствует смена гуа, силы света, лежащие в основе, начинают уменьшаться, а силы тьмы расти. Это отражает неизбежность ослабления психических сил организма. Начало последнего периода совпадает с кардинальной точкой осеннего равноденствия, символизируемое весами — знаком, рождающим воздух. Это время, когда человек приобретает мастерство. По мере того как тело готовится вернуться к земле, что символизируется знаками Бо, („разорение“ , скорпион) и Кунь („исполнение“ , стрелец), жизненная энергия становится более созвучной с дыханием и ветром, который дует по земле и сквозь нее. В идеале, при приготовлении к ритуалу смерти индивидуум овладевает способностью воспринимать силы, стоящие выше рождения и смерти.

В макрокосмической целостности Мандалы Биологических Ритмов содержится основа творческой жизни. Неизбежность этих ритмов является правдой, к которой человек должен постепенно привыкнуть, так как хотя структура цикла может быть относительно постоянной, ее содержание все время меняется.“

Хосе и Мириам Аргуэлес

Хосе Аргуэлес (р. в 1939 г.) — доктор философии, художник, преподавал в Принстонском, Калифорнийском, Девисском университетах; в настоящее время координатор программы «Человек — искусство » в экспериментальном колледже в Олимпии, штат Вашингтон. Мириам Аргуэлес (р. в 1943 г.) — художник, имеет степень магистра искусств, работала над созданием настенных украшений, участвовала в создании фильма, организовывала работу художественных студий. Хосе и Мириам Аргуэлес в работе «Мандала «, анализируя различные культуры, пытаются понять природу и принципы архетипических символов.

Мандала как форма искусства

На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный символ цельности, гармонии и преобразования. Она определяет характер почти всех первоначальных интуитивных представлений относительно природы реальности, тех представлений, которые определяют нашу жизнь и присущи каждому из нас.

Круг — это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма, за которой и с помощью которой человек себя утрачивает и вновь обретает. Это непреходящая Мандала. Нет народа, у которого его нельзя было бы встретить, так как он содержит все, и его начало, и его конец…

378

Единство ритуала, знания и красоты — основная черта Мандалы, делающая доступным для восприятия содержащееся в ней учение. Мандалы иллюстрируют мысль Успенского об «объективной» работе искусства. Такое искусство выражает знание законов гармонии. Оно связано не с личностью, но со сверхличностным, не с преходящим и спорным, но только с вечным. «Сверхличностный» человек действует как посредник тех энергий, которые над ним, — как бы они не назывались: космическим излучением, духовными силами или божественным проявлением. Эти творческие силы изливают на человека «топливо «, которое оживляет жизнь, подобно тому, как энергия Солнца наполняет Землю своими животворными возможностями. Сверхличностное действие, примером которого служит Мандала, не кончается в самом себе, но является посредником, линзой, фокусирующей высшие энергии.

«Искусство служит прекрасному… Когда же его целью становится восхищение уже найденным, вместо поиска нового, оно лишь отвлекает внимание и ведет к излишнему эстетизму, окружая человеческое восприятие непреодолимой стеной. Целью искусства является поиск прекрасного, так же как целью религии является поиск Бога и Истины. И религия, также как и искусство, останавливается, когда прекращает искать Бога и Истину, полагая, что уже нашла их. Эта мысль выражена в указании: «Ищи Свободу Бога и Его Праведность… Не сказано — найди, но только — ищи «. (Р.Д. Успенский.)

<…> В согласии с К. Юнгом круг неизбежно символизирует процессы природы или космоса как целое, в то время как квадрат отражает Вселенную, связанную с человеком и организованную им. Круг представляет подсознательные и сверхсознательные качества природы, квадрат соотносится с сознательными рациональными свойствами. В своей совокупности они оба представляют божественное видение мира.

Беря начало в центральной точке первичной Мандалы, крест задает четыре кардинальные точки компаса. Соединенные вместе, эти четыре точки образуют квадрат или ромб…

Крест — универсальный символ, и он присущ почти всем культурам, свидетельствуя об одинаковом устройстве человеческого разума и его творческих проявлениях. Свастика, разновидность креста, одинаково широко распространена и в Старом, и в Новом Свете. Ее образ чаще всего связывается с представлением о действии или изменении; она означает путь солнца, собирающего воедино четыре кардинальные точки — север, юг, запад, восток, — определяя начало сезонов. В свастике и кресте, что бы они ни выражали, ключевым моментом является связь четырех точек с центром и через центр друг с другом. Следовательно, символическое значение пере-

379

сечения — это то место, в котором все вещи сходятся и из которого реализуют себя…

Крест также символизирует древо жизни: только убивая себя, подчиняясь неизбежным силам разрушения и распада и возвращаясь к своему центру, дерево способно расти над собой, даже если это «над» — только будущий зародыш, который однажды упадет в землю. Крест становится предвестником зародыша. <…>

Средневековые христианские символы <…> не являются просто произведениями искусства, и воспринимать их надо в связи с теми сокровенными явлениями большого масштаба, которые они помогают выразить и украсить. В определенном смысле все сокровенные религиозные структуры имеют в своей основе Мандалу: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, пагоды Китая и Японии, палатки индейцев Северной Америки. Наиболее развитой крестообразной Мандалой являются церкви и соборы христианского мира. Сама структура и внешнее окружение средневекового христианского храма основана на крестообразной Мандале…

На несвященной стадии культуры, вроде нашей, главный творческий принцип священного искусства проявляется случайно: или бессознательно в процессе сна, или в том, что мы называем сумасшествием или мечтанием. И все же самой магией развития Мандалы разные элементы сознания, какими бы они ни были в корне различными, даже хаотичными, ввергаются на последней завершающей стадии в этот центр, пустоту, которая является начальной точкой каждого священного проявления.

Через конфликт и трагедию планеты, которая почти целиком поляризована, вновь родится целостное восприятие Мандалы. Мы находимся на грани нового уровня интеграции. Все в мире кричит об этом. И в этом процессе принципы священного искусства возвращаются снова на свое настоящее место в человеческом развитии. И вновь Мандала может стать ключевым образом земной символики, общим и органичным языком, так необходимым для объединения различных современных остатков того, что когда-то было братством.

Аргуэлес X., Аргуэлес М. Мавдала. М., 1993.
С. 29 — 45.